Возможности и преимущества электронно-цифровой подписи в медицинской организации

16 Ноября 2015

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) начала использоваться в России с 1994 года. Поначалу, даже спустя 10 лет её проникновение в деловую сферу не было масштабным. Так, в мае 2005 года в журнал «CONNECT. Мир информационных технологий» автор статьи «Несколько соображений о судьбе ЭЦП в России» делал скептический вывод о том, что, по всей вероятности, «удел ЭЦП в нашей стране на ближайшее время – быть забавной игрушкой эксцентричных бизнесменов, стремящихся не отстать от западных коллег».

Но времена менялись, укреплялись и стандарты использования ЭЦП. В 2011 году в России был принят новый закон об ЭЦП, а в 2012 электронные подписи разрешены и для госорганов. По данным информационного портала TAdviser, только в одной системе госзаказа на июль 2012 года было выдано порядка 1 млн. ЭЦП. При обращении в налоговые органы использовано более 1,5 млн. ЭЦП, и около 500 тыс. подписей выдано юридическим лицам для участия в коммерческих торгах и для отчетностей в пенсионные фонды.

Электронно-цифровая подпись  – это реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в нём с момента формирования подписи и проверить её принадлежность владельцу сертификата ключа подписи. Иными словами, это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает документу проверку целостности, конфиденциальность и установление лица, отправившего документ. Необходимо обратить внимание, в сегодня в России электронная подпись, согласно законодательству, подразделяется на:

- простую – идентифицирует лицо, направившее в госорган электронный документ;

- усиленную – документ также проверяется на отсутствие искажений;

- квалифицированную – предназначена для взаимодействия госорганов через государственные информационные системы.

В медицине распространение электронной постепенно набирает обороты несмотря на определенные препятствия. Согласно требованиям Минздрава, медучреждения обязаны вести истории болезни пациентов в бумажном виде (бумажная медкарта), а каждая запись в ней должна быть подписана врачом. Есть определенные требования по длительности хранения этих бумажных медкарт.

Естественно, для медорганизаций, ведущих автоматизированный медицинский учет в специализированной программе, например, в БИТ.Управление медицинским центром или БИТ.Стоматология, ведение бумажных карт на практике становится ненужным (вся информация есть в программе) и даже обременительным, так как только лишь для соблюдения требования Минздрава приходится распечатывать приёмы, подписывать и вклеивать в карту.

Но, есть выход! Министерством разработан специальный ГОСТ Р 52636-2006, описывающий, как вести «Электронную историю болезни» пациента. Он содержит требования, которые нужно выполнить, чтобы данные в программе заменяли собой бумажную медкарту, и их можно бы было вовсе не вести.

Этот ГОСТ больше чем на половину посвящен не требованиям к программе учета, а к внутренним регламентам работы, процедурам их соблюдения и контроля, выделению специальных ответвленных и др. Прописанные требования к программам учета программы компании «первый БИТ» БИТ.Управление медицинским центром и БИТ.Стоматология полностью реализуют.

При этом, в программе БИТ.Управление медицинским центром обеспечена возможность интеграции с ЭЦП, которая полностью соответствует ГОСТ Р 52636-2006. Внедрение решения БИТ.Управление медицинским центром с интегрированной ЭЦП позволяет ускорить обслуживание пациентов, повысить удобство работы персонала. Также медицинская организация может полностью отказаться от бумажного носителя карт, что также экономит трудозатраты и свободное место в помещении.

ЭЦП при такой организации работы для «электронного листа в электронной медкарте» является эквивалентом рукописной подписи в бумажной медкарте. Поэтому у каждого врача должна быть своя подпись. Количество ЭЦП, которые надо купить медицинской организации, зависит от количества врачей, которые будут «подписывать» электронные записи в электронной истории болезни.

Какую конкретную пользу приносит электронная подпись для медорганизации?

Во-первых, каждый врач получает личную цифровую подпись, которую он ставит под своими записями в электронной медицинской карте. Так он избавляется от необходимости работать с традиционной медицинской картой.

Во-вторых, истории болезни могут храниться только в электронном виде, что значительно экономит время на оформление документов.

В-третьих, надежность и защищенность ЭЦП от подделки не просто не хуже обыкновенной личной подписи, но и даже выше. Расшифровка злоумышленниками ключа электронной подписи требует от них огромных технических и временных возможностей, которые значительно превышают срок актуальности документа с подписью. Дополнительно электронная подпись защищена сертификацией удостоверяющим центром открытого ключа подписи.

Компания «Первый БИТ» уже имеет опыт внедрения ЭЦП в медицинские учреждения. В качестве примера можно привести проект с автоматизацией сети многопрофильных медицинских диагностических центров «Энерго» в Санкт-Петербурге.

Медцентру «Энерго» требовалось модернизировать единую информационную систему центра, так как требовалась программа, которая будет иметь возможность дальнейшего развития и масштабирования в соответствии с потребностями центра.

В ходе проекта специалисты Первого БИТа внедрили программный продукт БИТ.Управление медицинским центром, который соответствовал заявленным потребностям диагностического центра. Программа была настроена под специфику работы конкретного медцентра. Персонал обучен работе с программой, а также оказывалась поддержка на этапе запуска и начального периода работы системы.

В работу центра было успешно внедрено использование электронно-цифровой подписи в соответствии с ГОСТ Р 52636-2006. Каждый из врачей получил личную цифровую подпись, которую он ставит под записями в электронной медицинской карте. При этом необходимость пользоваться бумажной картой отпала. Истории болезней в центре хранятся теперь только в электронном виде. По словам директора диагностического центра «Энерго», Павла Смирнова, благодаря проекту «удалось ускорить обслуживание пациентов, повысив удобство работы для персонала».